Без лишнего риска
В 1995 г. трое студентов МИФИ — Константин Кирсенко, Сергей Коняев и Константин Высоких работали на столичном вещевом рынке. Согласившись помочь соседу по контейнеру продать партию презервативов, они и не догадывались, что спустя несколько лет их компания «Медком-М» станет одним из лидеров российского рынка с оборотом в $29 млн.
Свои первые деньги студенты заработали на торговле дубленками и жевательной резинкой. Но к началу 1995 г., реализовав очередную партию товара, Коняев, Высоких и Кирсенко поняли, что, продолжая торговать тем же самым, они не смогут вернуть занятые у знакомых $40 000 под 15% в месяц, и стали искать другую нишу, еще не занятую конкурентами.
Случай представился буквально через месяц. По рынку в Лужниках, где тогда торговали предприниматели, прошла информация, что индусы ввезли в страну помимо большого количества ширпотреба целый контейнер с презервативами, который им дали в нагрузку. «Мы размышляли над тем, что продавать, чтобы не прогореть еще больше, — вспоминает Константин Кирсенко, ныне финансовый директор «Медком-М». — Многие сегменты были уже поделены, с нашими долгами и отсутствием связей и опыта мы не имели на них никаких шансов. Спиртное было захвачено, продукты захвачены, одежды завозили много, а презервативами не интересовался никто».
Собравшись c духом, Константин Высоких, Константин Кирсенко и Сергей Коняев заявились к индусам и заявили, что готовы купить у них весь контейнер. Правда, по частям. Предприниматели ссылались на высокие риски, связанные с тем, что они были недостаточно хорошо знакомы с продавцами. «На самом же деле у нас просто не было денег для покупки всей партии. В арендованную нами комнату приезжали мешочники, проплачивали презервативы, один из нас садился в машину и с этими деньгами ехал к индусам за товаром. Клиенту же говорили, что водитель поехал на склад», — рассказывает Кирсенко. Наценка составляла около 20%. За год предпринимателям удалось вернуть долг, а индусам — реализовать несколько контейнеров «случайного» товара.
Когда спрос начал превышать предложение, было решено закупать презервативы напрямую у производителя за рубежом. Кирсенко взял все свободные деньги компании ($8500), упаковку от польских презервативов, на которой был указан телефон производителя, и поехал в Варшаву. Ему удалось договориться с польским партнером, и через семь дней первая партия пришла в Россию.
Спустя год работы с поляками стало ясно, что они тоже посредники, а все заводы расположены в Юго-Восточной Азии. По туристической путевке Кирсенко поехал в Южную Корею договариваться с заводами-производителями. После серии встреч выяснилось, что большинство заводов принадлежат двум компаниям — Durex и Ansell. Первая открыла в России свое представительство, а вторая как раз искала партнеров. За несколько месяцев до дефолта 1998 г. «Медком-М» стала эксклюзивными представителем Ansell и получила права на дистрибьюцию товара на территории России. Такое же соглашение было заключено и с британской компанией AVK Polypharm, владеющей торговой маркой Contex. Директор по связям с общественностью европейского отделения Ansell Healthcare Вутер Пайперс подтвердил наличие эксклюзивного соглашения с «Медком-М». «К моменту заключения договора мы работали с компанией несколько лет и предложили им стать нашим эксклюзивным дистрибьютором», — говорит Пайперс.
Сначала регионы
Основными каналами сбыта «Медком-М» в России стали челноки и школьные знакомые. «Мы приехали в Москву из провинции [Кирсенко — из Нижнего Новгорода, Высоких — из Екатеринбурга]. Поэтому мы предложили людям, которых хорошо знали, стать нашими представителями в регионах, — рассказывает Кирсенко. — В Москве мы, наоборот, не знали почти никого. Мы заключили договоры с крупнейшими аптечными сетями и фармдилерами, но более активное развитие постоянно откладывали на потом». В результате «Медком-М» сформировала широкую дистрибьюторскую сеть в регионах. Конкуренты, в свою очередь, решили сосредоточиться на Москве и Санкт-Петербурге. «Когда рынок сформировался, нам оставалось развить Москву, а конкурентам — всю страну», — добавляет Кирсенко.
Местная специфика
К концу 90-х более 60% рынка занимали дешевые небрэндированные презервативы, поэтому «Медком-М» не стала отказываться от работы в низком ценовом сегменте.. «Для того чтобы в глухой провинции появились дорогие презервативы, нужно сначала предложить дешевый товар, а потом начать в небольших объемах приучать покупателя к более дорогому», — объясняет Кирсенко.
Однако нужно было еще доказать покупателям, почему нужно платить за брэнд. «В Европе, за исключением Германии, ситуация стабильна, больше половины рынка делят две марки — Durex и LifeStyles, — рассказывает Кирсенко. — В России, наоборот, конкуренция очень жесткая, каждый игрок пытается привнести что-то новое». «Медком-М» попыталась получить от Ansell право адаптировать существующие брэнды под российские условия рынка и внести изменения в упаковку, которая к тому времени не менялась уже лет 10.
Два года предприниматели пытались договориться с поставщиками: американской Ansell и британской AVK Polypharm (владелицей марки Contex). В итоге на изменение упаковки согласилась AVK Polypharm. При этом оба поставщика разрешили перенести в Россию конечный этап производства — упаковку фольгированных презервативов в коробочку. Так удалось несколько снизить себестоимость продукта. В результате на рынке появился новый недорогой вид Contex — «Гусарские», который пользуется популярностью в провинции. Таким образом покупатель знакомится с Contex и постепенно переходит на эту марку в среднем ценовом сегменте. Конкуренты «Медком-М» — «Болеар Медика» и питерская «БС» выбрали иной путь — и перенесли в Россию процесс смазки, тестирования и упаковки продукта.
«Мы привозим презервативы из Германии, где рабочая сила довольно дорога, поэтому перенос производственного цикла снижает себестоимость продукта, — объясняет начальник отдела маркетинга компании «Болеар Медика» (дистрибьютор презервативов Sico) Юлия Колипова. — Кроме того, мы можем гарантировать, что 100% презервативов прошли тестирование. LifeStyles и Contex производятся в Юго-Восточной Азии, поэтому «Медком-М» полагается исключительно на добросовестность производителя». Но Константин Кирсенко считает, что продавец не должен брать на себя производственные риски. «Из каждой партии мы берем на тестирование несколько десятков презервативов, если у нас возникают малейшие подозрения в их качестве, мы возвращаем всю партию назад за счет производителя, а конкурентам [”Болеар Медика“и «БС»] в случае проблем с качеством придется нести убытки. Зачем брать на себя производственные риски, когда есть компании, которые занимаются этим не одно десятилетие», — говорит Кирсенко.
Сосредоточившись на маркетинге и дистрибьюции, «Медком-М» добился значительных успехов. По данным опросов TNS Gallup Media (MMI Index), Contex знают 65,6% пользующихся презервативами в России, а покупают 43%. В Москве Contex только в 2004 г. удалось обогнать Durex, Vizit и Sico. 44,6% покупателей выбирают Contex, 43,8% — Durex, 42,10% — Sico, 32,6% — Vizit.
При этом Contex вытесняет из регионов дешевые небрэндированные презервативы — с 2003 по 2004 г. их доля сократилась с 38,6% до 34,8%. Данные Gallup совпадают со статистикой продаж оптовиков, которую анализирует компания «ФармАналитик». Директор агентства Дмитрий Григорьев считает, что снижение доли дешевых презервативов связано не только с ростом доходов населения, но и с активным региональным продвижением лидеров рынка.
Иван Голунов,
Ведомости,
18.04.2005, №68 (1350)