Модернизация здравоохранения – это не только информатизация поликлиник и современное оборудование в отделениях. Прежде всего, это оптимизация управления: повышение объективности и рациональности принимаемых решений, а также точная оценка их последствий — в том числе, экономических. Одним из инструментов оптимизации решений в здравоохранении является фармакоэкономический анализ (ФЭА), позволяющий провести сравнительную экспертизу эффективности и экономичности при выборе и закупках любых медицинских технологий.
ФЭА в большинстве случаев используется в отношении лекарственных препаратов. Однако он применим и к непременному атрибуту лечебно-диагностического процесса – расходным материалам. С учетом их весомой доли в госпитальных расходах, а также значения в обеспечении должных условий работы медиков, ФЭА хирургических перчаток, перевязочного материала или шприцев обеспечивает выбор наиболее эффективных и наименее затратных товаров.
Последовательность действий в рамках проведения фармакоэкономического анализа расходных материалов:
- Расчет потребности медицинской организации в конкретном виде расходных материалов
- Оценка соответствия текущих закупок расчетным потребностям
- Расчет функционально обоснованных объемов и структуры закупок, с ориентиром на сохранение высокого качества
- Оптимальное распределение финансовых средств, запланированных на закупку конкретного изделия.
Результаты фармакоэкономических расчетов:
- создают базу для принятия решений главными врачами, экономистами, специалистами по закупкам;
- позволяют выявить резервы экономии финансов, трудозатрат, мощностей оборудования;
- выявляют факторы, влияющие на снижение сроков лечения пациентов и предупреждение дополнительных расходов, связанных с преодолением последствий ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи);
- способствуют более точному планированию бюджета;
- повышают маневренность действий главных врачей и экономистов медицинских организаций в использовании материальных и трудовых ресурсов.
Результаты фармакоэкономических расчетов позволяют обосновать закупку и неизбыточность характеристик каждого дорогостоящего продукта – в соответствии с вступившими в силу с 01.01.2016 положениями Закона о контрактной системе (федеральный закон №44-ФЗ, ст.16-19).